Дневник Восемнадцатого Нуреевского. Парад балетных планет

26.11.2012

7 июня 2012 года завершился XVIII Международный фестиваль балетного искусства имени Рудольфа Нуреева.

Дневник Международного фестиваля балетного искусства имени Р. Нуреева.
Публикуется в газете "Вечерняя Уфа".

Грандиозное представление в двух отделениях. Это, действительно парад хореографий, исполнительских стилей, артистических индивидуальностей. Петипа, Григорович, Баланчин, Анисимова, Брянцев, Эйфман, Начо Дуато, Морихиро Ивата… Еще имена, что не на массовом слуху, но известные в мире танца: Мауро Декандиа, Кристиан Шпук, Мауро Бигонзетти, Бен Ковенберг… За один вечер столько увидеть и узнать – это возможно только на фестивальном гала-концерте. Неудивительно, что зал от партера до галерки был переполнен, сидели даже на приставных стульях, в ложах – стояли. Буквально каждый номер, каждый исполнитель сопровождались щедрыми аплодисментами.

Безусловно, парой номер один стали солисты Национальной Оперы Украины Наталья Мацак и Денис Недак. Если бы присуждались премии, то первая (а то и гран-при!) наверняка была бы у них. Красивые, гармоничные, с отличной выучкой, они хороши и в классике и в современной хореографии. Если «Классическое па-де-де» Джорджа Баланчина пленило академической чистотой, изысканностью, технической безупречностью, то дуэт из балета «Красная Жизель» потряс мощью экспрессии, выразительностью образов Чекиста и Балерины, виртуозным исполнением сложнейшей хореографии Бориса Эйфмана. Интересно, что оба таких разных номера поставлены на музыку Петра Чайковского.

Всеобщим любимцем стал Дину Тамазлакару, солист Берлинской Оперы. Он уже бывал на предыдущих нуреевских праздниках, и уфимцы встречают его как давнего друга. Он исполнил миниатюру на музыку Николо Паганини, выступил в па-де-де из балета Риккардо Дриго «Арлекинада» с недавно взошедшей звездой Башкирского балета Ириной Сапожниковой и по многочисленным просьбам зрителей подарил блистательный номер «Буржуа» под шансон Жака Бреля.

Дину Тамазлакару
"Буржуа" - Дину Тамазлакару.

Программа выстроена опытным режиссером Леонорой Куватовой таким образом, что эмоционально насыщенные, драматического, а то и трагического накала номера сменялись легкими, расслабляющими, с элементами юмора и пародии. В этом жанре особенно порадовали и посмешили зрителей солисты Берлинской Оперы Элиза Каррийо Кабрера и Михаил Канискин. Зато во втором отделении они изумили полным перевоплощением в дуэте из балета «Караваджо».

Элиза Карбрера, Михаил Канискин
«Le Grand Pas de deux» - Элиза Каррийо Кабрера и Михаил Канискин.

Караваджо
Дуэт из балета "Караваджо" - Элиза Каррийо Кабрера и Михаил Канискин.

Всегда приятно видеть на фестивале птенцов гнезда уфимского, ныне танцующих в знаменитых труппах. Станислав Бухараев, воспитанник Шамиля Терегулова, – солист Московского театра имени К.Станиславского и В.Немировича-Данченко, Сабина Яппарова (ученица Серафимы Сатаровой) – Михайловского театра Санкт-Петербурга. Со своими партнерами – Анастасией Першенковой и Андреем Касьяненко – они блестяще выступили в номерах разных хореографических стилей и актерских ипостасей.

Теплоту и доброжелательность уфимских балетоманов ощутили солистка Венской Оперы Людмила Коновалова и премьер Большого театра Дмитрий Гуданов, солисты театра «Кремлёвский балет» Саори Коике и Егор Мотузов, солист Мариинского театра Игорь Колб. А выступление учащихся Башкирского хореографического колледжа имени Рудольфа Нуреева просто взорвало зал восторгом и умилением. Ребята с упоением, темпераментом, с какой-то необыкновенно самоотверженной отдачей исполнили сюиту из балета «Гаянэ» Арама Хачатуряна.

Солисты башкирской труппы Елена Фомина и Ильнур Гайфуллин проникновенно, с лирической утонченностью исполнили адажио из балета Дмитрия Шостаковича «Золотой век», достойно представив хореографию своего кумира Юрия Григоровича.

Золотой век
Адажио из балета "Золотой век" - Елена Фомина и Ильнур Гайфуллин.

Завершился гала-концерт ликующим гран-па из балета Людвига Минкуса «Дон Кихот». Солировали Саори Коике и Егор Мотузов, вставные вариации исполнили Анастасия Крючкова и Софья Гаврюшина, картину дополнили артистки уфимского кордебалета.

И, наконец, я хочу поделиться с читателями радостью: судьба и любимая «Вечерка» подарили мне в этот вечер знакомство с удивительным человеком. Это Любовь Петровна Мясникова, ученый-физик, гостья из Санкт-Петербурга. Это та сама Люба Романкова из очень образованной, интеллигентной, интересующейся всеми видами искусства ленинградской семьи, которая в 1950-е годы согревала Рудика Нуреева лучами заботы и обожания. Мы сидели рядом на концерте и почти каждый номер пропускали через призму: Ленинград – Уфа – Рудик... (Как чудесно танцевал Рудик в «Спящей красавице»! А этот номер Нины Анисимовой я смотрела еще школьницей… Как блистал Рудик в вариациях из «Корсара»! и т.д. и т.п.) Подробнее о ней самой, о дружбе с Рудольфом Нуреевым на протяжении более чем трех десятилетий – в отдельном интервью, которое, надеюсь, появится в одном из ближайших номеров. Также как и статья об итогах фестиваля.

Нина ЖИЛЕНКО специально для газеты "Вечерняя Уфа". 
Фото Антона ГУТНИКА.